Животный мир в графике японского художника Koson (Naga Oban)

Косон Охара самый знаменитый японский гравер и художник XX века, изображавший птиц, животных и цветы. За всю художественную карьеру он менял свое имя несколько раз, его звали и Шосон, и Хосон, но его настоящее имя Охара Матао. Имя Косон он взял после смерти своего учителя, мастера японской гравюры.

Краткая биография художника Naga Oban

Художник родился на севере Японии в 1877 году. До 90-х годов XIX века он проходил обучение в технической школе. Когда началась китайско-японская, а потом и русско-японская война, он, как и многие художники, рисовал картины на военную тему. Серия гравюр, изображавших военные сцены, мало чем отличалась от работ других художников. В ней не было ничего выдающегося или чего-то такого, чего не было бы на других картинах. Следование традициям мешало проявиться индивидуальному стилю. Картины можно было различить разве что по подписям авторов.

Когда появилась фотография, она заняла нишу, которую прежде занимали художники. Многим граверам пришлось пересмотреть планы на будущее. Художники стали свидетелями умирания традиционного искусства. Всю свою жизнь они трудились, чтобы отточить мастерство до совершенства, а потом оказалось, что их навыки никому не нужны.

Косон уже не мог жить на выручку от продажи картин и стал преподавать в школе изящных искусств «забытое» мастерство новому поколению. В школе он познакомился с занятным американцем, оказавшимся большим почитателем его таланта и куратором японского отдела Бостонского музея.

 К счастью, в 30-х годах американец сумел убедить Косона вернуться к художественному ремеслу. 

Косон теперь мог рисовать то, к чему у него лежала душа. Его увлекал мир живой природы. Все его картины были сделаны в традиционном жанре японской живописи, а поскольку на родине уже никто не интересовался его работами, картины были реализованы в США. Около 450 гравюр нашли своих счастливых обладателей по другую сторону Тихого океана. Японцы равнодушно позволили вывести свою культуру в Америку.

Документальность фотоаппаратов стала японцам куда милее древнего искусства. Они отбросили старый мир и стремительно бросились познавать новый. Им были нужны новые соратники, новые инструменты.

Наивность, свежесть, простота, столь характерная для древнего японского искусства, перестала быть популярной на родине. Такое светлое и счастливое утверждение жизни можно встретить разве что на картинах русского художника Василия Афанасьевича Лескова.

Названия гравюр напоминают названия русских басен: «Зимородок и ирис», «Три белых мыши», «Кот и золотая рыбка», «Обезъяна на дереве».

Оригинальные черты творчества Косона

Гравюры Косона производят впечатление акварельной работы, нежели оттиска. Что, впрочем, имеет объяснение: художник использовал и акварель, и масло. Высокая степень мастерства художника позволяет разглядеть мельчайшие детали: оперение птиц, лепестки цветов, стебли травы. Незамысловатые сюжеты словно привлекают внимание к яркому образу, занимающему центральное положение.

И хотя его работы продавались в Америке, Косон продолжал жить и работать в Японии. Он прекрасно знал, что если он уедет, волшебный источник, питающий его творчество, исчезнет.

Его судьба — пример того, как много людям дает родина: вдохновение, силу, надежду, опыт и знание. И смешно, и грустно, что результат творческой работы пригодился на совершенно иной земле. Но этот парадокс лишь укрепляют веру в том, что искусство не имеет гражданства. Оно может пересекать границы и прекрасно чувствует себя на любой почве, в отличие от создателя.

Попытки датировать работы Косона ставят искусствоведов в тупик, потому как художник не только не облегчил задачу, но и основательно все запутал. Исследователи подметили, что гравюры, созданные после 20-х годов, что совпадает по времени с крупным землетрясением в Японии, имеют более сочные и яркие цвета. Этот факт позволяет построить приблизительную хронологию, что очень важно для поклонников его творчества.

Для тех, кто увлекается работами японского художника весьма интересно с чего Косон начал и к чему пришел.

Американские коллекционеры попали под очарование экзотического, непривычного глазу европейца, древнего искусства. Они соперничали друг с другом за право обладания работами японского гравера. И только после смерти какого-нибудь крупного коллекционера обычные люди могли получить доступ к изящным картинам.

Что удивительно, цены на гравюры ничуть не падали, а наоборот поднимались, как на дрожжах. Стоимость гравюр временами доходит до нескольких тысяч долларов и зависит от размера и качества.

В истории искусства имя Охара Косон навсегда останется как имя художника, сохранившего японскую традицию и оказавшего влияние на современное искусство. В возрасте 68 лет Охара Косон скончался. Ему посчастливилось прожить долгую и счастливую жизнь. Даже болезнь, которая обрушилась на него в возрасте 58 лет и отнявшая способность работать, ничуть не меняет это утверждение.

Охара Косон — один из многих японских граверов, который продолжил заниматься любимым делом, получил признание и обрел бессмертие. Однако если бы случай не свел бы его с куратором бостонского музея, мы не имели бы удовольствия сегодня любоваться его картинами.

Заказать обратный звонок

Сделать заказ