Живопись в архитектуре и архитектура в живописи

В отличие от станковой живописи или передвижной, когда краски наносят на холст, картон или деревянную доску, монументальная живопись остается на своем месте до тех пор, пока ее не сотрет время.

Монументальная живопись известна еще с каменного века. Первобытные люди расписали сценами охоты пещеру Альтамира, пещеру Ласко и некоторые другие пещеры на территории Европы, которые были обнаружены спустя тысячи лет. Великолепные животные обретают объем за счет выпуклости сводов. Предназначение этих рисунков до сих обсуждается учеными. Многие из них связывают нанесение краской изображений животных с магическими первобытными обрядами. В качестве красок люди верхнего палеолита использовали окись железа и окись марганца.

Распространение монументальной живописи

Роспись культовых помещений практиковалась еще в Древнем Египте, в Индии, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме.

Фрески в Древнем Египте иллюстрировали загробную жизнь египтян. Они должны были напомнить усопшему фараону или знатному вельможе, чем ему полагается заниматься после смерти. Плоские, статичные фигуры и использование одинаковых цветов — были характерными признаками египетского искусства. Пещера Аджанта в Индии сохранила фрески, демонстрирующие буддийские мифы и легенды.

Кносский Дворец, раскопанный английским архитектором Артуром Эвансом, и римский город Помпеи, погребенный вулканическим пеплом и лавой, сохранили до нас лучшие образчики мозаики и фрески своего времени.

Виды монументальной живописи

Наиболее яркий пример монументальной живописи — это фреска, когда краску наносят на сырую штукатурку. Фрескисты, мастера, которые работают с фреской, не имеют права на ошибку. Если роспись не удалась, штукатурку с нанесенным рисунком сбивают, а затем наносят свежий слой.

До появления фрески художники расписывали потолки и стены по сухому. Такая техника называлась секко. Чаще других на сухой штукатурке рисовали темперными или масляными краски.

Мозаика и фреска, которая широко применялись при оформлении дворцов византийских императоров, стали частью древнерусского монументального искусства. Десятинная церковь в Киеве, первая церковь на Руси, возведенная князем Владимиром в X веке, была украшена византийскими фресками.

Розой, круглым окном с витражными стеклами, украшали готические и романские церкви в Средние Века. Самые знаменитые мастера эпохи Возрождения работали с фресками. В эпоху Высокого Возрождения художники писали картины только по сырой штукатурке.

Самые знаменитые фресковые ансамбли мастеров эпохи Ренессанса, дошедшие до наших времен, можно и сегодня увидеть в капелле Джотто, Сикстинской капелле, в Папском дворце Ватикана.

Архитектурная живопись

Архитектура в живописи такое же распространенное явление, как живопись в архитектуре. Задача архитектурной живописи — это изображение зданий, интерьера, орнамента и украшений.

Долгое время, вплоть до XVI века, художники изображали огромные фигуры людей в несоразмерно маленьких зданиях. Только в середине века появляется понятие перспективы, сделавших живопись реалистичной.

В зависимости от задачи на картинах архитектурный пейзаж может быть проработан тщательно, а может быть выполнен схематично. Визуализация городских ландшафтов чаще всего осуществляется исходя из законов композиции. Стилистические детали и особенности прототипа, как правило, выдерживаются. Разновидностью жанра является изображение уличных видов для передачи уникальной атмосферы места. Если на картине присутствует интерьер, также можно говорить об архитектурной живописи.

На полотнах голландских мастеров эпохи Возрождения можно увидеть тщательно выписанные бюргерские жилища. В отличие от итальянских мастеров, отдававших предпочтение религиозным мотивам, северные мастера посвящали свои кисти домашнему уюту. Орнамент или роспись украшений также входят в понятие архитектурной живописи. Густав Климт, основоположник модернизма, был большим специалистом по этой части.

Уроки живописи, которые дают художники экстра-класса, обязательно включают архитектурную живопись. В современном мире для создания грандиозных архитектурных ансамблей используют все разновидности пластического искусства: скульптуры, мозаики, витражи, барельефы и др.

Работы Художника В.А. Лескова

Заказать обратный звонок

Сделать заказ