Живопись Европейского Возрождения и Русская живопись XV в. (А. Рублев)

Когда Мехмед II Завоеватель въехал в константинопольский собор Святой Софии верхом на коне, стало окончательно ясно, что Византия, преемница Рима, канула в небытие. В Европу и Россию хлынули греки, носители античного знания. Уставшие от церковных догм и безрадостной жизни, европейцы обратились к светлому и жизнеутверждающему искусству древний греков.

Впервые за долгие годы люди поверили, что их судьба не предопределена, что они сами творцы своей судьбы. В них проснулось дерзновение духа, которое гнало их вперед, расширяя горизонт познания. Вспомнив, что Сократ велел прежде всего познать самого себя, европейцы осознали значение своей личности. Ощутив в себе могучие силы, которые более не сдерживались религией, европейцы бросились изучать окружающий мир.

Появление выдающихся художников, которые одновременно являлись и учеными, — это характерная черта Возрождения.

Пытаясь докопаться до сути вещей и разгадать тайны мироздания, люди эпохи Возрождения не только овладели утраченными в Средние Века знаниями, но и подготовили почву для эпохи Просвещения. Сильная, пытливая и прекрасная во всех отношениях личность стала идеалом этой эпохи.

Периодика и география эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения принято делить на четыре этапа: Проторенессанс (XII-XIII – XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (XV-XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVII-XVIII вв.). Зародившись в Италии, а именно во Флоренции, Возрождение распространилось по всей Европе. Итальянское (южное) и Северное Возрождение имели ряд отличий.

Потребность в античных идеалах могла возникнуть только у общества, отвергающего сон разума. Термин Возрождение подразумевает нечто большее, чем следование образцам искусства древних греков. Возрождение — это культурный прогресс, взявший на борт искусство античного мира, выбросивший за борт сухие, отмершие религиозные догмы и следующий по курсу познания.

Итальянское Возрождение подарило миру таких титанов, как Микеланджело, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, которым были подвластны все известные тогда науки и виды искусств. Страны, лежащие севернее Италии, не могли похвастать сокровищницей, унаследованной от Древнего Рима и Древней Греции. Франции, Нидерландам и Германии нечего было возрождать, но их также подхватило культурное течение.

Стремление осмыслить прошлое и настоящее вызвало гигантский скачок в живописи, литературе и архитектуре. Развитию личности способствовали благоприятные изменения в экономической, политической и социальной сфере. Одним из самых выдающихся деятелей Северного Возрождения был Альбрехт Дюрер. Его живопись, графика, переписка и по сей день представляют интерес. Русь, которая в то время развивалась параллельно с Европой, тоже почувствовала на себе могучее дыхание Возрождения.

Русская иконопись XV века

Если речь идет о русской живописи XV века, значит предметом разговора является иконопись. Первые храмы на Руси расписывали византийские мастера, но уже к XV веку появляются и крупные русские фигуры. Таким мастером был Андрей Рублев. Его появление предопределил Феофан Грек, стоявший у истоков русской иконописи. Как говорится, близкое лучше видится издалека. В отличие от итальянцев русские не стремились воссоздать Древний Рим или еще более далекую Древнюю Элладу, о которой почти ничего не знали. Они стремились к строгим канонам, которые были заданы самой природой. Русские искали духовность, в их задачу не входило точное воссоздание объекта.

«Святая Троица» Андрея Рублева — это уникальная картина, созданная по всем законам иконописи, которая имеет богатое смысловое содержание. Символы, которыми насыщена картина, типичны для эпохи Возрождения.

Иконография XV века утверждала нравственную силу человека и его духовную красоту. Андрей Рублев в «Троице» запечатлел послание русским о важности преодоления разногласий. Только собравшись вместе можно справиться с невзгодами. Картины Андрея Рублева и его учеников пронизаны светлой радостью. Они передают ощущение значимости духовной жизни и справедливости, которая в конечном итоге и рассудит живших на свете людей. К творчеству Андрея Рублева обращались многие деятели искусства, черпая в нем незыблемые и неизменные основы человеческой жизни.

Работы Художника В.А. Лескова

Заказать обратный звонок

Сделать заказ