В чем смысл красоты и поисков эстетически прекрасного?

Красота, как эстетическая категория, имеет огромное значение для искусства и живописи в частности. Красота приковывает взгляды людей, она завораживает и приносит наслаждение. Люди часто говорят о том, что о вкусах не спорят, подразумевая, что вкусы и представления о красоте у всех разные. Но как же тогда мировое сообщество сумело сформировать корпус произведений искусства, которые признаны эталонами красоты во многих странах?

Современное общество живет по законам красоты. В кино снимаются красивые актеры, на подиумах дефилируют красивые модели, в магазинах пользуются спросом красивые вещи.

Но что такое красота? Какие у нее критерии?

    • Во-первых, красота — это временное понятие. Красота в разные эпохи имела разные критерии. Какой молодой человек, воспитанный на современных стандартах красоты, пришел бы в восхищение при виде кустодиевской барышни?
    • Во-вторых, красота — это понятие еще и географическое. Кто бы в России счел красивой изуродованную ступню японской гейши? А в Японии ради маленькой ножки девушки терпели ужасные муки.

Эволюция эстетики

Итак, современному понятию красоты мы обязаны пути, пройденному нашими предками. Век от века люди становились все более требовательными, все более утонченными. Они предъявляли все больше требований к идеалу, к совершенному образу.

Древние греки утверждали, что красота — это порядок, гармония в вечном хаосе. Находя все, что полезно — красивым. Платон внес в понятие красоты ощутимые коррективы. Он считал, что красота принадлежит области божественного, к которой и стремится человек, и обретает ее только в вечности. В жизни люди вынуждены довольствоваться только копиями. Искусство же занимается тем, что штампует копии этих копий. Аристотель впервые назвал красоту субъективным понятием. Прекрасно лишь то, говорил он, что имеет такой порядок и такие пропорции, которые приятны человеческому глазу. В понятии калокагатия Аристотель объединил красоту и нравственное совершенство. Безнравственную картину, даже искусно исполненную, Аристотель никогда бы не назвал красивой.

Плотин, перебросивший мостик от античности к христианству, утверждал, что прекрасным делает вещи и даже людей некая идея, которая организует материю определенным образом. Основополагающей в его теории была мысль, что люди, живущие на земле, тоскуют о благом и прекрасном мире, откуда они пришли. Странствуя в мире бесформенного бытия и темной материи, человек стремится к прекрасному миру, борясь с чувственными удовольствиями. Таким образом, Плотин породнил учение Платона с учением Христа.

Средневековые философы продолжили развивать античные идеи. Прежде всего, красоту они видели только в Боге. Красоту мирскую, которую оценивали по аристотелевским меркам: упорядоченности, соразмерности и гармонии, они признавали Божьим даром.

Фома Аквинский распространил критерии Аристотеля и на мир духа, создав идеал христианского мира — соответствие формы и содержания. Если художник рассматривался в Античности и Средних Веках как проводник идей, то в эпоху Возрождения художник стал независимым творцом. В эту эпоху воспевалась красота человеческого тела. В эпоху Просвещения мерилом красоты становится разум. Побочным эффектом данного явления стал бескомпромиссный академизм, приверженность точному, математическому расчету.

Немецкая классическая философия призвала ценить искусство ради искусства. Немецкие философы говорили, что ценность красоты заключается лишь в чувствах, что она вызывает у людей. Это привело к тому, что Шеллинг возвысил искусство над природой и индивидуумом. А творения художника назвал воплощением божественного гения в человеке.

Когда современный человек судит о красоте картины, он исходит из сознательного и бессознательного опыта предшествующих поколений. Даже отрицая опыт предков, человек продолжает путь искания.

Поиск красоты — это путь познания

Веками человек занимался поисками идеала, находя в том удовольствие. Картины создавали люди, исходя из своей человеческой природы. И даже человек, которому не знакомы классические произведения, найдет в картинной галерее то, что затронет его сердце.

Василий Лесков — один из редких художников, что находит общий язык с каждым зрителем.

Заказать обратный звонок

Сделать заказ