Пространство в картинах художников на примере Петрова-Водкина, Сезанна, Пикассо

Живописцы итальянского Ренессанса совершали открытие за открытием, чтобы пространство картины выглядело реалистичным. Освоив световую, тональную, прямую и косую перспективу, они добились больших успехов.

Художники XX века были по своей природе бунтарями. Для них пространство картины было полем боя. И войско нужно построить определенным образом, чтобы добиться определенной цели.

Советский художник - Кузьма Петров Водкин

Кузьма Петров-Водкин, советский художник и теоретик искусства, шел аккурат в ногу со временем и творил под влиянием модернистов и символистов. Что удивительно, его одинаково волновали религиозные и революционные сюжеты. На картинах художник всегда выводил на первый план фигуру — одушевленную или неодушевленную, а ее цвет акцентировал внимание зрителя. За счет эффекта глубины, когда яркие краски исподволь выступают вперед, кажется, что его картины выпуклые.

Центральное место на его картинах заслуживают только фундаментальные персоны: мать с ребенком, рабочие и крестьяне, борцы за свободу.

Поль Сезанн - французский постимпрессионист

Поль Сезанн, французский постимпрессионист, напрочь отказался от линейной перспективы. Искаженную перспективу он объяснял не желанием разрушить старое, а своим собственным видением. Предметы первого плана он увеличивал, а дальнего, наоборот, уменьшал. Также Сезанн словно нарочно искажал прямые линии. Некоторые особо ехидные критики считали, что у художника серьезные проблемы со зрением.

Искусствоведы называют данный эффект  —  «сфероидным». Художник старался слить пространство воедино, как будто расплавлял молекулы, из которых и состоит все живое на земле. Его целью было создание гармоничного пространства.

Пабло Пикассо - творчество художника

Разбирать творчество Пабло Пикассо значительно труднее, ведь его творческий путь делится на несколько периодов.

Для розового периода характерна геометризация пространства, но даже при деформации изображения, единство картины не нарушается. Удивляет также и то, как рано художник начал себя ограничивать в цвете, на котором и лежит большая часть ответственности по организации пространства картин. Когда смотришь на работы розового периода, кажется, что перспектива постоянно смешается, одна часть изображения движется на зрителя, другая, наоборот, убегает вдаль.

В период, когда художник отдался течению кубизма, на картинах пространство сжимается и  уплощается. Форма предметов лопается и предметы перетекают один в другой. Смысловое содержание картины сохраняется за счет намагничивания этих «клочьев» на передний план.

Картины, относящие к 10-м годам XX века, начинают утрачивать общность идеи. Смыслообразующее изображение смещается к периферии. Картина разворачивается вовнутрь, и пространство кажется вогнутым. Зыбкость построения предметов и персонажей придает ощущение незаконченности и неопределенности. Картины, нарисованные Пикассо в этот период, задают больше вопросов, чем дают ответов.

Эксперименты Пабло со светом приводят к тому, что картины воспринимаются зрителем, как перевернутая вверх дном банка с варением. Передний план становится максимально близок зрителю, он будто прилипает на невидимую поверхность, разделяющую пространство картины и пространство зрителя. Картины приобретают символическое значение, которое объединяет изображенные предметы. Художник также часто прибегает к зеркальной композиции, когда на картине появляется две равновеликие части.

Пикассо всеобъемлющ, он изучил законы скульптуры, коллажа, гобелена и керамики.  Его сила, умения, знания и опыт позволили ему создать картину, пропитанную ненавистью к войне, картину «Герника». Избежав физиологических подробностей, Пикассо изображает на картине ночной кошмар, полный страшных видений. Глядя на эту картину, чувствуешь, что сознание попадает в западню, как это бывает, когда тело еще не проснулось, а сознание уже бодрствует.

Современные талантливые художники, такие как Василий Афанасьевич Лесков, смело экспериментируют с перспективой. Картины мэтра вызывают большой ажиотаж, потому что они по своей сути совпадают с нашим необычным веком. Если вы хотите преобразить ваш дом в духе нового времени, стоит купить картины В.А. Лескова.

Заказать обратный звонок

Сделать заказ