Орнаментализм в искусстве

В конце XIX – начале XX столетия в искусство свежим ветром ворвался модерн. Новый стиль завораживал выразительностью, изысканностью и элегантностью линий. Их извилистая текучесть напоминала то плавное движении реки, то резкий свист бича. Интересно, что именно так – «удар бича» – и была названа линия, характерная для модерна. Эти то изысканные, то вычурные, то яростные, то струящиеся линии сплетались на картинах модернистов в удивительные узоры. Невероятно пристальное внимание к деталям, их тщательное выписывание дополняло впечатление от модернистской живописи.

Стало ясно, что декоративность и орнаментальность нового направления – это не прихоть одного художника, а особенность стиля. Орнаментальные начала несли в себе не только декоративную функцию, но и воплощали себе эстетическую концепцию нового стиля.

Что же такое орнаментализм?

Этот термин лёг в основу описаний особенностей модернистской живописи, прозы и поэзии. Какое же значение в него вкладывается? Почему орнаментализм стал смысловым стержнем модернизма, а затем обрёл новую жизнь в арт-деко и вплёлся в творчество художников последующих поколений – вплоть до живописцев XXI века?

Орнаментализм – это изобразительный приём, заключающийся в повышенном внимании к линиям и деталям, которые складываются в единое целое. Это целое приобретает собственный ритм и вызывает метафоры, ассоциации, образы. Орнаментализм мифологичен, он апеллирует к легендам, архетипам, историческим мотивам. Нередко орнаментализм извлекает образы из подсознания человека, глядящего на картину.

Орнаментализм в искусстве – это не просто внешний декор, это способ композиционной организации и смыслового, образного насыщения. Детали превращаются в лейтмотивы. Линии структурируют пространство. Орнаментальность вносит в хаос ритмическую организацию.

Орнамент модерна хотя и взаимосвязан с остальными художественными элементами, но не второстепенен, а самостоятелен. Ему мало роли ритмического аккомпанемента к доминирующей теме, он сам способен стать основной темой.

Философия орнаментализма

Мастеров, использующих орнаментализм, часто упрекали в эстетических изысках, в акценте на технически изыски и декоративность. Но орнаментализм вышел за эти пределы. В нём звучали философские и психологические мотивы. Этот технический приём сумел стать мировоззренческим элементом эстетической программы модернизма.

Художники, активно использующие орнаменталистскую технику, с её помощью отражали замысловатую, ложную, но гармоничную картину мира. Новый стиль сумел отобразить орнаменты природы (растительные мотивы очень характерны для модернизма). Орнамент смог передать на полоне работу человеческой психики, мысли, потоки сознания с вплетаемыми ассоциациями. Орнамент пронзил ткань времён, внося в современность живописца смыслы и символы иных эпох. Орнамент привнёс в живопись музыкальность, ритмичность. Орнамент модернизма с его скользящими, переплетающимися линиями добавил картинам чувственности и эротизма. Орнамент озарил картины эмоциями: от восторга до каприза, от нервной изломанности до растворения в бесконечной гармонии бытия.

Наконец, орнаментальность отразила сложность вселенной с её синестезией цветов, звуков, вкусов, ароматов и даже тактильных ощущений.

У многих художников эпохи модернизма орнаментальность становилась главным принципом построения живописного произведения. Например, Густав Климт наполнял свои полотна орнаментом, который получил у критиков название «психологического»: настолько высока была его чувственность и эмоциональность.

Используется ли орнаментализм в живописи современной эпохи? Да, этот художественный метод нашёл применение и в современном искусстве. В России орнаментальностью наполнены картины Василия Афанасьевича Лескова. Орнаменты этого художника наполнены философской и мифологической символикой, в них бездна эмоциональных и чувственных смыслов. Порой они затягивают в водоворот мистической тайны, а иногда – будоражат эротичной эстетикой и вовлекают в затейливый танец причудливых линий.

Работы Художника В.А. Лескова

Заказать обратный звонок

Сделать заказ