История жизни Николая Константиновича Рериха доказывает правоту высказывания, что талантливый человек талантлив во всем. Необычайно многогранная натура, которая с самого детства стремилась впитать в себя знания и реализоваться на различных поприщах. Если вкратце перечислить, в чем был успешен Рерих в молодости, следует упомянуть его талант писателя (исторические рассказы Рериха печатались в журналах), археолога (член Русского археологического общества, собравший уникальную коллекцию древностей каменного века ), законника (закончил юридический факультет Петербургского университета), художника (закончил Императорскую Академию художеств, писал в студии живописи знаменитого Куинджи), историка.
Именно как историка, Рериха всегда интересовал Восток в контексте влияния на русскую культуру, он размышлял об общности склада души, верований, искусства между Россией и Азией. Как раз в то время в России было модным увлечение всем ориентальным. Молодой Николай II и князь Ухтомский, совершив поездку в Индию, привезли с собой множество диковин, в основном относящихся к буддизму, и организовали выставку, которая произвела на Рериха значительное впечатление. В тот же период были переведены книги, описывающие мистические концепции мудрецов Тибета, размышления индийских философов. На полотнах Рериха все чаще видна таинственная Индия. Увлечение его Востоком стало настолько масштабным, что он оказывал всякое возможное содействие строительству первого буддийского храма в Петербурге и завязал общение с посланником далай-ламы XIII. Неизвестно, не угас бы интерес со временем, если бы не одно примечательное событие. Рерихи, поддавшись популярному веянию, стали увлекаться оккультизмом, но не как простым развлечением или от скуки. Рерих считал спиритические сеансы настоящим духовным феноменом. В этом его поддерживала супруга Елена Ивановна. Именно ее однажды после сеанса посетило видение - прекрасный человек с сияющим ликом. Рерихи решили, что это первая их встреча с Учителем, и будущее было определено - путешествие на Восток.
Долго длилась подготовка, которой предшествовала Революция, установление власти Советов, иммиграция за океан. Рерихи вступают в теософскую организацию под названием Белое Братство, учрежденную Е.П. Блаватской. Первая экспедиция Рериха состоялась под американским флагом, Николаю Константиновичу уже исполнилось 50. Древним путем от Дарджилинга путешественники отправились по Индии к границе с СССР, там через Горный Алтай в Монголию, а оттуда путь лежал на Тибет. Целью Рериха была Шамбала, мифическая центральная точка мира, страна Сучандры в кольце из восьми заснеженных гор, подобных цветку лотоса. Местонахождение ее было неточным, некоторые ламы намекали, что Шамбала находится в душе человека, другие говорили, что в Тибете есть проводники, водящие караваны в легендарную страну. К сожалению, экспедицию задержали тибетские пограничники, и, пережив суровую зиму в горах в надежде на благосклонное решение властей, она с неутешительным результатом развернулась и начала обратный путь в Индию.
Но Рерих не терял надежды. В возрасте 61 года он, снова найдя спонсоров в США, отправляется во второе путешествие в заповедные регионы Индии, начав путь из Манчжурии. Однако экспедицию свернули, и Рерих вернулся, понимая, что это был его последний шанс.
Несмотря на неудачное окончание обоих проектов, Рерих получил бесценный опыт и знания, общаясь с буддийскими лидерами высшего ранга, индийскими мудрецами. Он снискал их уважение и доверие. Махатмы, духовные подвижники Шамбалы, поручили Рериху важную миссию по передаче миру духовно-философского учения под названием Агни-Йога, или Живая Этика, переведенного впоследствии на множество языков. Сведения о нем Рерих получил от Махатмы Мории путем автоматического письма и яснослышания. Целью Агни-Йоги является раскрытие внутренних способностей, стремления человеческой сущности к эволюции и восхождению. Она говорит о бесконечном цикле созидания и распада цивилизаций, и реинкарнации души.
Более 1000 картин написано Рерихом. Многие из них созданы по мотивам экспедиций в Индию, также примечательны исторические и религиозные полотна. В них есть внутренняя энергия, глубокий символизм, необъяснимая притягательность, заключенная отчасти в простоте форм и ясности красок.
Окутана тайной картина "Сжигание тьмы", которая косвенно намекает на то, что экспедиция Рерихов все-таки добралась до легендарной Шамбалы. На ней изображен характерные линии ледника, располагающегося высоко в Гималаях, Учитель, Белое Братство, а на заднем плане - сам путешественник к семьей. У ученых нет официальных свидетельств о том, добиралась ли Рерихи до этой необычайно высокой точки в горах, но тогда неясно, как же художник смог изобразить с такой точностью незнакомое ему место.
Примечательна общественная активность Рериха. На основе его Пакта в 1954 году в Гааге подписывается акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Он пишет книги, организует выставки, занимается просветительской деятельностью. Рассуждая о заслугах Рериха, можно с уверенностью сказать, что Шамбалу в своей душе он все-таки нашел.