История двух вариантов «Голгофы» Н. Ге

Николай Ге — автор религиозных и исторических полотен. Он первый среди русских художников внес реализм в изображение библейских сюжетов. К сожалению, наметив эту тенденцию, он подвергся травле со стороны властей. Впрочем, художественные достоинства его картин никто не оспаривал. Так, «Тайная вечеря» вошла в коллекцию русского императора.

Первые шаги в искусстве Николая Ге

Николай Ге восхищался картинами академистов: Энгра, Поля Делароша и особенно Карла Брюллова. Ему импонировали правильные, классические формы. В своих картинах он стремился достигнуть той же многоплановости и возвышенности стиля. 

Стоит ли удивляться, что картина «Саул у Аэндорской волшебницы»  принесла ему высшую награду от Академии. На вырученные деньги он поехал путешествовать по Европе.

В Италии он познакомился с Александром Ивановым, ярким представителем академизма, рисовавшим на античные и библейские сюжеты. Его картина «Явление Христа народу» оказала большое впечатление на молодого художника.

В Европе Николай рисует портреты и картины на исторические сюжеты. Он постоянно ищет тему, которая поможет ему максимально раскрыть свой талант.

Признание Художника

Картина «Тайная вечеря» произвела сильный эффект на русскую публику. И хотя художника  обвинили в неуважении традиций и даже поругании общепринятых ценностей, он получил звание профессора.

В конец 70-х годов Николай Ге принимает деятельное участие в организации выставок художников, которые отважились шагнуть за пределы мира классицизма, так тщательно оберегаемого академией. В этот период он рисует такие знаменитые картины, как «Екатерина II у гроба Елизаветы», «Петр I допрашивает царевича Алексей в Петергофе».

Перелом в творчестве Николая Ге

Денежные затруднения вынудили художника покинуть Петербург и перебраться в Черниговскую губернию. На Украине художник переживает внутренний конфликт, он обращается к религии и пытается отыскать место художника в современном мире.

Духовный переворот заставляет его отвергнуть попытки заработать деньги искусством. Но художник, не готовый к тяжелым будням сельского труженика, вскоре вынужден вновь браться за кисть, чтобы расплатиться с долгами. Ему приходится за деньги рисовать местных богатеев, новую элиту русского общества — купцов и спекулянтов. Пытаясь обрести душевную гармонию, Николай рисует ряд картин «страстного цикла».

Художник не только рисовал картины, но и ваял скульптуры. Так, готовясь рисовать картину, он часто вместо эскизов делал объемные фигуры.

На своих полотнах он использовал широкие, грубые мазки и, по мнению некоторых эстетов, злоупотреблял контрастами. К этому времени относятся две версии «Распятия». Одна датируется 1892 годом, другая 1894 годом. Обе картины пронизаны физическим страданием: лицо Христа было обезображено предсмертными муками, безвольное тело свидетельствует о совершенном преступлении: хладнокровном убийстве.

Картины вызвали у зрителей, привыкших к одухотворенным картинам итальянцев, шок, отвращение, ужас. Если картины художников эпохи Возрождения вызывали возвышенное чувство, позволяя зрителю утешаться тем, что все страшное уже позади, то Николай Ге бросал зрителя в самое пекло.

Его картины холодные, острые с рваными краями, ранили и занозили душу. Такое же сильное воздействие оказывают картины еще одного художника, нашего с вами современника  — Василия Афанасьевича Лескова.

Николай Ге мечтал сорвать лицемерные маски с лиц зрителей. Он хотел, чтобы они страдали вместе с Христом. Он хотел, чтобы они чувствовали, как тело пригвождается к дереву, как под тяжестью тела рвутся сухожилия и кожа, как жизнь с каждой каплей вытекает из ран.

Художник искал образ Иисуса Христа мучительно долго. Работая над «Распятием» с 1889 года, он рисовал эскиз за эскизом, пока однажды не увидел своего Бога внутренним взором.

Судьба великих картин Николая Ге

Удивительная судьба ждала эти картины. Сын Николая Ге увез их с собой в эмиграцию. Доподлинно известно, что в 1850-х годах картины были еще неразлучны в женевском замке. После смерти сына художника одной картине, которую Николай Ге нарисовал первой, повезло оказаться в музее д'Орсе.

В 2006 году «Распятие» первой редакции побывало в России, картину выставляли в Третьяковской галерее.

Вторая картина показалась на поверхности лишь однажды, когда частный коллекционер предложил ее советскому министру культуры. Когда последовал отказ, картина вновь исчезла. Николай Ге не был обыкновенным художником: интерпретатором реальности или беспристрастным наблюдателем, к вопросам жизни и смерти относился серьезно. Его картины — это результат долгого и тяжелого внутреннего роста. Он переживал страдания Христа так, как если бы он был сам очевидцем распятия. Художника больше волновала человеческая сущность божьего сына, принуждавшая его испытывать боль также сильно, как ее испытывают обычные люди. Николай тяжело переживал смерть, распятого на кресте человеческого существа, понятого и близкого ему. Нравственная составляющая преступления была для него важнее религиозной. На кресте умирал не бог, на кресте умирал человек.  

Воскрешение Божьего сына не умаляла боль, которую он претерпел, не умаляло предательство, слепоту, глухоту и черствость людей. И Николай Ге хотел, чтобы люди плакали от раскаяния, глядя на его картины. Он хотел пристыдить людей, хотел, чтобы они помнили, какую дорогую цену платят за грехи. Николай Ге хотел изменить человеческую природу.

Работы Художника В.А. Лескова

Заказать обратный звонок

Сделать заказ