История двух портретов «Giovanna» Рафаэля и Леонардо

Эпоха Возрождения славится своими мастерами, но только три художника обрели всемирную славу: Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.

Джованна Арагонская для Рафаэля Санти

Великий итальянский живописец Рафаэль Санти создал много шедевров. Перед его картинами можно стоять долго, наслаждаясь яркими красками и безупречными образами. За каждой картиной скрывается своя история. Любуясь портретами кисти Рафаэля, приятно сознавать, что на полотне изображен человек действительно живший, любивший и страдавший в XVI веке.

В 10-х годах XVI века к художнику обратился секретарь римского папы Льва X, кардинал Биббьен, приходившийся его невесте дядей. Он заказал художнику портрет Изабеллы Арагонской (Джованны), признанной красавицы Высокого Возрождения. Иоанна или Джованна Арагонская — дочь короля Федериго II  из династии Трастамара, лишившегося неаполитанского королевства по воле французского и испанского монархов.

Неаполитанское королевство в те годы включало: Сардинию, Южную Италию, Каталонию, Майорку, Арагон и даже Сицилию. Судьбу Джованны решил император Священной Римской Империи Карл V Габсбург, отдавший ее в жены Асканио Колонна, принцу Талиакоссо, герцогу Палиано. Красоту неаполитанской принцессы воспели поэты. Стихов в общей сумме набралось бы на внушительный том. Современники, отмечая красоту Джованны, говорили, что ей страшно не повезло в любви. Ее муж отдавал все силы, деньги и время алхимии. Супруги вскоре разъехались по своим замкам, не дав браку и шанса.

Портрет Джованны предназначался в дар французскому королю-рыцарю Франциску I. Художник вывел на первый план девушку с лицом ангела в пурпурном платье с золотой оторочкой и пурпурной шляпке. Фон для контраста выбран темный — это своды дворца, которые выводят зрителя на открытый балкон. Лицо девушки и руки ярко освещены. Портрет не был закончен Рафаэлем, дело доводил до конца один из его учеников. Имя ученика искусствоведам не удалось установить.

Изабелла Арагонская для Леонардо да Винчи

Другая дама, еще одна неаполитанская принцесса, двоюродная сестра Иоанны — Изабелла Арагонская, стала моделью для Леонардо да Винчи.

Обладательница многих титулов и корон, в том числе короны иерусалимской, она стала женой Джана Галеаццо Сфорца, герцога Миланского. В браке у них родилось трое детей.

Леонардо да Винчи приписывают роман с этой высокородной дамой, который, по слухам, продлился немного, немало, а 11 лет. Леонардо и Изабеллу, рано потерявшую мужа, связывают узами тайного брака. Словоохотливые современники приписывают этому союзу пятерых детей. Любопытно, что именно Леонардо да Винчи декорировал замок Сфорца к бракосочетанию Изабеллы и герцога Миланского.

Подобный мезальянс, разумеется, мог иметь место, но нам ли судить о нем спустя столько лет. Интересно другое, считается, что Изабелла Арагонская могла быть моделью для знаменитой картины Джоконда. Впрочем, не стоит забывать, что претенденток на этот титул еще как минимум десять.

Ни для кого не секрет, что Леонардо да Винчи много времени посвятил созданию Моны Лизы. Четыре года своей жизни Леонардо отдал, чтобы флорентийская девушка улыбалась с полотна своей загадочной улыбкой.

Считается, что художник долгое время не мог закончить картину и завершил ее незадолго до своей смерти. Примечательно, что картина оказалась в коллекции все того же Франциска I, французского короля-рыцаря. Если портрет изображал жену флорентийского торговца Лизу Герардини, как считают многие исследователи, то почему картина так и не попала в руки заказчика? Джоконда оставляет много вопросов, что служит еще одной причиной ее бессмертной популярности.

Тайны Джоконды (Мона Лизы)

Мона Лиза занимает центральное положение на картине, она облачена в темные одежды. На заднем плане мы видим светлый пейзаж. Туман, обволакивающий лицо, созданный по леонардовскому принципу сфумато, добавляет загадочности.

Отдельно стоит поговорить об улыбке Джоконды, некоторые называют ее бесовской, некоторые женственной, некоторые ангельской. Но для справедливости нужно отметить, что до той поры, пока эту улыбку не выделил Теофиль Готье, ее и вовсе не замечали. Улыбка Джоконды непрямолинейна, если Джоконда и улыбается, улыбается она незаметно и, скорее всего, своим мыслям.

Как же так вышло, что Мона Лиза приобрела такую славу? Может, дело в том, что Наполеон вешал ее в своей спальне? Или в том, что Мона Лиза — самая желанная девушка эпохи Возрождения, в облике которой переплелись страсть и сдержанность? Может, дело в том что писатели-романисты придали ей образ роковой женщины? Или в том, что она стала объектом нападок со стороны вандалов, которые мечтали разрушить то, что было дорого другим людям?

Как бы то ни было Мона Лиза надежно хранит свои тайны. Каждый зритель может приобщиться к ее разгадке, выдвинув пару новых предположений.

За свою жизнь Рафаэль и Леонардо несколько раз встречались и даже работали у одних и тех же заказчиков.

Рафаэль Санти был моложе Леонардо да Винчи, но оба художника умерли практически одновременно. Рафаэль в своем искусстве подражал старшему коллеге и не раз восхищался именно этой картиной. Многие художники обращались к наследству Леонардо да Винчи, чтобы учиться на лучших образцах. Так, например, делал талантливый русский художник Василий Афанасьевич Лесков во время становления своего мастерства.

Зрители воспринимают Джоконду уже не как произведение искусства, а как символ. Что очень обидно, ведь красота этого творения значительнее любых смыслов, которые только может придумать человек.

Заказать обратный звонок

Сделать заказ