Фердинанд Ходлер и его теория параллелизма.

Фердинанд Ходлер - выдающийся график и живописец из Швейцарии. Творчество его является ярким образцом такого направления, как модерн. Символизм и национально-романтические, даже героические идеи всегда привлекали художника. Но следует заметить, что практически в каждом его полотне имеется эмоциональное напряжение, связанное прежде всего с идеей единства природы и человека. Жизнь Фердинанда волею судьбы с самого детства оказалась связанной с миром изобразительного искусства. Родился он в семье плотника в 1853 году в Гюрцелене (кантон Берн). Когда отец семейства умер, мать Фердинанда повторно вышла замуж. Отчим мальчика Готлиб Шлюпбах был художником-декоратором, который первый познакомил его с основами живописи, пока только декоративной.

После смерти матери в 1856 году Фердинанд уезжает в Тун, где его принял в ученики Фердинанд Зоммер-Колье, живописец, зарабатывающий на жизнь написанием картин на заказ и продажей самых удачных своих пейзажей туристам. Этому он научил юного художника, чьими ранними работами стали изображения альпийских красот.

Фердинанд путешествует по Швейцарии, пытаясь пережить потрясения из детства, связанные со смертью родителей, живет уединенно. В этот период он оттачивает мастерство пейзажиста, копируя работы Калама, отмеченные печатью романтизма.

Окончательно приняв решение стать художником, Фердинанд добирается до Женевы и поступает учиться к Бартелеми Менну в Художественное училище. Там за пять лет он получает прекрасные навыки профессионала. В 1876, завершив обучение, он отправляется на родину в швейцарскую глубинку, где продолжает созерцать, наблюдать за природой и делать наброски для будущих работ. Там же он подмечает образы простых рабочих и крестьян, усталые лица и грубые черты, которые потом найдут отражение в его картинах, посвященных национально-романтическим замыслам.

В конце 1870х Ходлер отправляется в путешествие по Франции, затем почти на год задерживается в Испании. Он глубоко проникается духом работ великих мастеров: Веласкеса, Эль Греко, Рафаэля, Гойи, его завораживают испанские пейзажи.

После этого художник навсегда возвращается в Швейцарию, открывает в Женеве небольшую студию живописи, но живет очень бедно. Критики не оценивают его работы по достоинству, и остаются без внимания "Молитва в кантоне Берн", "Учителя колледжа". "Взгляд в бесконечность" (1885) является символом того периода жизни, в которой художник ассоциировал себя с одиноким юношей, стоящим обнаженным на скале, окруженной водной гладью. Он всерьез задумывался над тем, чтобы покончить с живописью.

Но с написанием "Процессии швейцарских героев-знаменосцев", посвященной получением швейцарскими кантонами независимости, в жизни Ходлера наступает переломный момент. Работа отмечена духом патриотизма, она упрощена до достаточно обобщенных образов. Сильная композиция, изображающее шествие, праздничные цвета, но, в то же время, суровость воинов, объемные, как будто рельефные, фигуры - вот отличительные черты этой работы, которая получила высокую оценку на Всемирной выставке 1899 года.

Авторству Ходлера принадлежит теория параллелизма, впоследствии ставшей одной из центральных в стиле модерн. Основным источником выразительности в композиции, как считал художник, должны быть контуры фигур, сведенных к повторениям немногих параллельных линий. Внутреннее движение картины замедляется за счет повторений, и зритель глубже погружается в созерцание. Первым образцом параллелизма является картина "Ночь" (1889), в которой, повторяя одни и те же формы и цвета, художник добился большей символичности и глубины сюжета. В дальнейшем его теория развилась во фресках "Отступление при Мариньяно" и "Выступление йенских студентов в 1813г". В последней работе фигуры располагаются в два яруса, еще сильнее подчеркивая параллельность линий для композиционной оригинальности. Притягивают взгляд суровость, полная вдохновения, и заряд невероятной эмоциональной силы.

В духе реализма написано множество картин, изображающих детей среди цветов, изможденных стариков, людей разных профессий. С первого взгляда они незамысловаты в своей трогательности, но с другой - притягивают именно символичностью и обобщенностью образов.

Женские образы также заслуживают отдельного упоминания. Художник пытается осмыслить земные чувства ("Коленопреклоненная женщина", "Женщина в экстазе"), переживает собственные сомнения и терзания сердца. Целый цикл работ посвящен его умирающей возлюбленной, Валентине Годе-Дарель. С 1892 года Фердинанд начал выставляться в салоне "Роза и Крест", образованном символистами, принимает участие в выставках. В 1913 году художника награждают орденом Почетного легиона.

Умер Фердинанд Ходлер в Женеве в 1918 году в возрасте 65 лет, оставив после себя наследие более чем в шесть сотен работ.

Заказать обратный звонок

Сделать заказ