М. Нестеров – выдающийся художник, воспевающий с помощью красок и холста красоту русского бытия. О Нестерове, как о художнике, осталась слава человека, искренне восхищавшегося русской природой, женщиной. За свою жизнь Михаил Васильевич написал множество картин, портретов, пейзажей, икон, которые по сей день завладевают вниманием людей.
Становление художника
Нестеров родился 31 мая 1862 года. Биографы утверждают, что вся семья Нестерова была с незаурядным складом ума, что наверняка повлияло на становление Михаила Васильевича как художника. Отец Нестерова, несмотря на купеческую деятельность, имел склонность к истории, литературе, много читал и проявлял неподдельный интерес к увлечению сына живописью.
Мать художника – властная женщина, обладающая богатой натурой, была для Нестерова поддержкой, и он всю жизнь отзывался о ней с особой теплотой. Нестерова с детства очаровывала красота русской природы и он всю жизнь с трепетом отзывался о родном доме.
Михаил Васильевич сменил несколько учебных заведений, постоянно находясь в творческих и духовных поисках.
Первые работы Нестерова имели бытовую тематику, написаны были в стиле передвижничества. Художник написал первые работы, участвующие в выставках Училища еще в 1879-1884 годах.
В работах 1885-1890 годов Нестеров чаще отображал исторические события России, начиная с картины «Призвание М. Ф. Романова на царство». Все произведения художника пропитаны любовью к России, что неизменно привлекало к ним внимание.
В 1885 году Нестеров женился на Марии Ивановне Мартыновской, которая невольно оказала большую роль на творчество мужа. Через год после свадьбы жена Нестерова умерла, произведя на свет дочь. Боль утраты любимой женщины нанесла отпечаток не только на душу Михаила, но и на его последующие работы, в которых появились трагические элементы.
Духовный и творческий путь М.В. Нестерова
В результате таких работ, как «Царевна», «Христова невеста» и ряда других картин возник эпитет «нестеровская девушка». Девушки Нестерова были нарисованы с лицом покойной жены художника.
Нестеров образовал новый в живописи поэтический стиль русского пейзажа. Природа в воображении художника отличалась неброской, чувственной красотой. Эта живопись получила название нестеровской. Знаменитые и неизменные элементы пейзажа М.В.Нестерова – это березки и ели, приглушенная зелень лесов, красная рябина, веточки вербы, скромные цветы, холмы, просторы и горизонты, реки.
Неизгладимое впечатление на художника произвела поездка за границу в 1889 году, осуществление которой стало возможным благодаря продаже картины «Пустынник» Павлу Третьякову. Картина эта подарила Нестерову звание одного из выдающихся живописцев России. Природа и искусства заграничных стран поразили Михаила Васильевича. Произведение «Остров Капри» – стала результатом путешествия Нестерова. С тех пор в творчестве художника проявлялись итальянские элементы.
Одним из основных направлений творчества выдающегося художника стал образ Сергея Радонежского. Этот святой пользовался особым почитанием в семье Нестерова. Впервые образ Радонежского появился на полотне «Видение отроку Варфоломею», 1889-1890 гг. Карина эта была также приобретена Третьяковым для галереи, после грандиозного успеха на передвижной выставке. После из-под кисти художника вышел целый цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому. В 1890 году Нестерову поступило предложение о работе от профессора Прахова. Потрясенный «Отроком Варфоломея» Прахов предложил художнику работу по росписи собора. Это стало поворотным моментов в творчестве и жизни Нестерова. Обучившись монументальной живописи за границей и проникнувшись особенности византийского искусства, Михаил Васильевич посвятил религиозной росписи 22 года.
Всю жизнь М. Нестеров стремился обогатить свой внутренний мир и усовершенствовать работу, он много путешествовал, посещал монастыри, учился. В 38-м Нестеров в неразберихе революционного времени подвергся аресту на 2 недели, который отбыл в Бутырской тюрьме. Его дочь Ольга также была арестована, зять расстрелян. До последнего вздоха художник продолжал рисовать. Умер великий живописец 18 октября 1942 года. Последняя его работа – «Осень в деревне», написанная в 42-м.