К середине XIX века в классической живописи наметились явственные признаки вырождения. Академическая живопись практически не развивалась; ученики маститых профессоров повторяли одни и те же приёмы, создавая полотна на одни и те же темы. Респектабельная публика покупала ничем не удивляющие, но и ничем не шокирующие, гладко-предсказуемые картины для интерьеров и галерей… А тонко чувствующие люди искусства задыхались в академическом болотце.
В этих условиях и зародилось новое направление, получившее название стиля прерафаэлитов. Основателями нового направления стали Холман Хант, Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Милле – молодые художники, обучающиеся в Королевской академии художеств и испытывающие острое отвращение к царящей там атмосфере. Хант и Россетти знакомятся на одной из выставок в 1848 году и создают Братство прерафаэлитов. Через год к ним присоединяется Милле, чей талант был признан ещё в детстве: он поступил в Академию одиннадцатилетним мальчиком.
Постепенно общество расширилось до семи «братьев»: в него вошли Майкл Россетти (брат Данте Габриэля), Томаса Вулнер, Джеймс Коллинсон, Фредерик Стивенс.
Затем примкнули (некоторые вплотную, некоторые отчасти) к прерафаэлитам художники Мэдокс Браун, Джон Уильям Уотерхаус, Эдвард Бёрн-Джонс, Артур Хьюз, Уильям Моррис, Уолтер Крейн.
Общество прерафаэлитов первоначально задумывалось как секретное. Оно находилось в оппозиции официальным течениям живописи викторианской эпохи. Впервые Братство заявило о себе подписью P. R. B., которая расшифровывается как Pre-Raphaelite Brotherhood, на полотне «Юность Девы Марии», созданном Россетти.
Почему именно прерафаэлиты?
В названии общества зашифрована концепция искусства прерафаэлитов. Они провозглашали родство с живописцами раннего Ренессанса. Прерафаэлиты ориентировались на искусство, предшествующее Рафаэлю и Микеланджело, которых считали основоположниками академизма. Вдохновляли членов Pre-Raphaelite Brotherhood картины Перуджино, Беллини, Фра Анжелико и других видных фигур раннего итальянского Возрождения.
Черпали «братья» вдохновение и в Средневековье, которое во много определяло духовный базис нового течения в живописи. В Средневековье прерафаэлитам нравилась искренность искусства, которую утерял академизм с его условными, образцовыми, официальными сюжетами.
«Дорафаэлевский» эстетический идеал лёг в основу концепции возникшего в середине XIX века направления, которое, по мысли его создателей, должно было вывести британское искусство из академического тупика.
Новаторство прерафаэлитов
Оглядываясь назад в поисках искренности, прерафаэлиты вносили и новаторские идеи в живопись. Так, они стали писать пейзажи на пленэре, отойдя от кабинетного изображения природы – условно-красивой, но безжизненной. Например, создавая «Прощание с Англией», Мэдокс Браун вышел на побережье, чтобы передать на полотне эффект всестороннего освещения, которое наблюдается в пасмурную погоду на море. Сейчас это кажется естественным, но для середины XIX века пленэр был революционен.
Точно так же они изменили подход к выбору моделей и отображению их на полотнах. Вместо идеально-застывших, образцовых академических образов, повторявшихся от картины к картине, прерафаэлиты стали создавать образы, наполненные жизненной силой, списанные с реальных людей. Героев прерафаэлитов часто узнавали знакомые. И новаторов не смущало, что в образе леди из драматического сюжета могли узнать проститутку: настоящая пощёчина викторианскому ханжеству! Главным для прерафаэлитов была правдивая, искренняя передача натуры, и они не боялись низменное превращать в возвышенное.
Чтобы добиться правдоподобия, художники нового направления отказались от пафосных академических поз, отображая естественные жесты. Создавая «Офелию», Милле так долго держал в ванне свою модель, что та простудилась и… выписала живописцу счёт на лечение.
Изысканность, утончённость, таинственность
Картины прерафаэлитов ассоциируются с утончёнными линиями, грациозными женскими образами, яркими красками, высокой детализацией, романтичным изяществом. Несмотря на высокое внимание к натуре, прерафаэлиты были романтиками!
Техника прерафаэлитов заключалась в проработке мельчайших деталей и великолепной колористике, что было характерно для любимой ими эпохи Кватроченто. Они писали поверх белил полупрозрачными красками, что и привело к созданию потрясающего эффекта свежих, ярких оттенков.
Особенно ясно эти принципы воплотились в женских образах на полотнах прерафаэлитов. Именно женская красота стала главным вдохновением для художников этого течения. Они взяли из Средневековья идеалы женственности, которой рыцарски поклоняются мужчины и преломили его сквозь призму романтизма.
Так возник особый тип женской красоты – прерафаэлитский. Вытянутые силуэты, утончённая грациозность делают этот тип красоты легко узнаваемыми. Женские образы на картинах Братства идеальны и таинственны, спокойны и отрешённы, мягки и предельно женственны.
В какой-то степени прерафаэлиты были частью более крупного течения в искусстве – романтизма. Не случайно британский сериал о творчестве этих художников назван Desperate Romantics – «Отчаянные романтики».
Критики и поклонники
Но живопись прерафаэлитов первоначально была воспринята большинством критиков в штыки. Так, полотно Миллеса «Христос в родительском доме» вызвало у критиков просто бурю негодования. Художника обвиняли в натурализме и приземлённости, неподобающих для религиозного сюжета. Скандал разразился столь бурный, что сама королева Виктория велела привезти картину во дворец, дабы узнать – в чём причина таких волнений в британском культурном обществе?
В буквальном смысле слова спас прерафаэлитов Джон Рёскин, авторитетный критик. Хотя Рёскин был ещё молод, его работы об искусстве к тому времени уже получили признание. Всей мощью своего авторитета Рёскин поддержал новаторов. Его статьи в Times привлекли внимание к прерафаэлитам и дали им «зелёный свет». Он же оформил идеи Pre-Raphaelite Brotherhood в логичную концепцию.
Живопись прерафаэлитов входит в моду. Новое течение проникает в поэзию и архитектуру, декоративное искусство и интерьеры.
Принципы этого направления оказали влияние на возникшие позже символизм и модерн (хотя сами прерафаэлиты отказывались признавать родство с модернистами). Тип женской красоты эпохи модерна многое взял из романтизма прерафаэлитов.
Эхо утончённого изящества и возвышенной искренности прерафаэлитов возникает в живописи до сих пор, через полтора с лишним века. Например, в России одним из художников, на творчество которого повлияли принципы Братства, является Василий Афанасьевич Лесков. В его женских образах мелькают тени прерафаэлизма, заметные поклонникам этого прекрасного и романтического течения.