Пейзаж — это традиционный жанр искусства, вобравший в себя изображения природы, местности или ландшафта. Существует несколько видов этого жанра: сельский, лирический, героический, индустриальный, морской. Пейзажи маслом на холсте могут быть выполнены в фантастическом, героическом, историческом, эпическим стиле.
Пейзаж также может иметь задачу передать настроение художника: тревожное, радостное, печальное.
Пейзаж в русской изобразительной традиции
Русский художник Исаак Левитан часто пользовался этим приемом. Лирический русский пейзаж начал отчет с его произведений и нашел достойное продолжение в работах Василия Афанасьевича Лескова.
Живописец Иван Шишкин, создавая эпический образ русской природы, добился равноправия жанров. Если прежде на пейзаж могли смотреть снисходительно, как на младшего брата, то теперь пейзаж обрел значимость. На картинах Шишкина природа предстает интересным, глубоким персонажем. Русская природа под его кистью обрела свой голос — мощный, сильный, властный. Глядя на его картины веришь, что наша земля могла вскормить Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича.
Развитие жанра
С далеких времен человек стремился изображать окружающий мир. Изучая искусство древних цивилизаций по рельефам и росписям дворцов и храмов, мы почти везде находим элементы пейзажа.
В Средневековье пейзажи обрамляли иконы и миниатюры, они служили фоном, являлись задним планом, но часто несли созвучную или контрастную смысловую нагрузку.
Самостоятельность этот жанр обрел только в XVII веке. Родиной пейзажа можно считать Голландию. Художники этой страны первые со времен древних греков заинтересовались натурой. Они изучили законы перспективы, разбили цвет на тона и разработали систему, благодаря которой картины обрели достоверность.
Большой вклад в развитие жанра внесли художники: Брейгель, Рубенс, Рембрант, Пуссен, Лоррен. А в XIX веке подхватили знамя такие мастера, как: Коро, Серов, Иванов, Левитан, Саврасов, Васильев, Шишкин. Масляные краски стали настоящим подарком, ведь они легко смешиваются и позволяют работать поэтапно. Сияющими, яркими выходили картины маслом. Пейзажи надолго сохраняли свой блеск и сияние.
Краски наносились тонким, ровным слоем, картины обретали трехмерность за счет исполнительской техники.
Признаком утонченного вкуса были картины маслом на холсте, которые светские люди выставляли в гостиных. Ярким событием в мире искусства стали работы импрессионистов, которые создали новую технику, называвшуюся «впечатление». Художники изображали мир во всей его изменчивости, находясь под впечатлением момента. Они обогатили палитру новыми яркими оттенками.
Работа на свежем воздухе позволила им запечатлеть природу, освещенную светом луны, солнца и звезд. Пейзажи маслом обладали притягательной силой, которая заставляла зрителей придвинуться к картине ближе.
Особого внимания заслуживают работы таких мастеров, как Мане, Моне, Грабарь, Ренуар, Коровин, они расширили возможности художника до необъятности. Творившие в XIX и XX веке Гоген, Сезанн, Ван-Гог, Матисс, Рерих, Крымов, Сарьян, Куинджи изображали природу через призму своей личности, обогащая жанр великолепными ассоциативными картинами. Новое звучание приобрела живопись маслом. Пейзаж стал одним из популярных сюжетов. Со временем природа на картинах перестала быть отражением человеческих чувств, перестала быть советчицей и спутницей человека, она обрела силу. Природа явилась грозной стихией, жизнь которой имеет цель, недоступную человеческому пониманию.
Пейзаж маслом современных художников пользуется большим спросом. Богатство русской природы позволяет создавать новые шедевры, не боясь повторений. Современные пейзажи маслом отличаются яркостью и образностью, особенно если говорить о талантливых исполнителях.
Так, например, под рукой В.А. Лескова картины точно оживают и начинают жить собственной жизнью. Удивительно наблюдать за тем, как жизнь превращается в живопись. Пейзажи — это частичка души художника, то, что запало в душу и навсегда вошло в вечность. Картины Василия Афанасьевича можно заказать через его сайт.